musicator пишет:
Несомненно, каждая вещь имеет свою индивидуальную историю. Однако, история - это, прежде всего, память о событиях.
Если я ассоциирую личные вещи исключительно с воспоминаниями, значит прошлое для меня - источник гораздо более сильных эмоций, чем настоящее. Действительность такова, что человек не может жить в ином моменте, кроме настоящего - потому что прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Богатство жизни, яркость переживаний зависят от моей включенности в настоящий момент. Эмоция - это естественная реакция организма на события окружающей действительности. Я радуюсь именно этой весне и именно этому молодому зеленому листу, а не тому, что имел счастье наблюдать в прошлые разы. Эта весна происходит прямо сейчас и именно в такие моменты я живу реальной жизнью.
Если я ассоциирую личные вещи исключительно с воспоминаниями, значит прошлое для меня - источник гораздо более сильных эмоций, чем настоящее. Действительность такова, что человек не может жить в ином моменте, кроме настоящего - потому что прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Богатство жизни, яркость переживаний зависят от моей включенности в настоящий момент. Эмоция - это естественная реакция организма на события окружающей действительности. Я радуюсь именно этой весне и именно этому молодому зеленому листу, а не тому, что имел счастье наблюдать в прошлые разы. Эта весна происходит прямо сейчас и именно в такие моменты я живу реальной жизнью.
То, что я выделил в цитате, я хочу обсудить.
Т.к. обсуждение ушло далеко от практических проблем, я перейду на совсем уж образный язык.
Итак - Действительность такова, что человек не может жить в ином моменте, кроме настоящего - потому, что прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.
Преподнесено как постулат.
Но, похоже, именно здесь и кроется резкое различие в нашем подходе к оценке восприятия действительности, да собственно и к самому восприятию.
Будущее.
Не наступило. Его еще нет. А будет ли когда-то? Нет. Оно по данной схеме станет настоящим.
Итого: будущего нет, согласен.
Есть только некоторые планы - могут сбыться, а могут и не сбыться.
Настоящее.
Им предлагается жить. (Т.к. будущего нет, а прошлого уже нет, но о прошлом, которого нет - ниже).
Наполнять настоящее реальными эмоциями, переживать яркие события, быть включенным в настоящий момент - вот, что предлагается.
Что такое настоящее? Существует ли оно? Не удается ли с легкостью наделить настоящее тем свойством будущего, которое отправляет будущее в небытие? А именно, что будущее становится настоящим, поэтому его нет - есть лишь смутный план.
Точно так же и настоящее моментально становится прошлым. Моментально.
Т.е. его просто нет. Нет никакого настоящего. Есть только смутные всплески на периферии рецепторов организма - их можно интерпретировать как происходящее вот здесь и сейчас - но это лишь интерпретация уже миновавшего - секунду назад, миг назад, микромиг назад, сумермикромикромикромикромиг назад. Короче - в прошлом.
Так, может, и прошлого нет? Оно тоже, как будущее в настоящее, а оно в свою очередь в прошлое, во что-то превращается и....
И чем становится прошлое?
Собственно, к обещанному образному языку.
Прошлое
Есть образы восприятия Времени - избитые и банальные - "в одну реку два раза не войдешь", "круги расходятся от брошенного в воду камня", "река времени" и т.п.
Все связано с водой, хотя можно найти примеры и без воды.
Попробую привести образ менее избитый. Во всяком случае этот образ - продукт моих личных размышлений, а не результат прочитанных книжек. И тоже связан с водой.
Подопытный стоит на берегу океана.
Волны прошлого - вот содержимое океана.
Как ни странно - они настигают нас, эти волны. Человек опирается на опыт, изучает историю, применяет навыки, полученные ранее.
Полоска берега, на которой стоит подопытный, исчезающее мала. Это - настоящее.
На самом деле настоящего нет ни для прагматика, ни для ретрограда.
Прагматику нужно сделать шаг вперед, чтоб ощутить что что-то происходит,
а ретрограду нужно вглядеться в океан прошлого.
Прагматик стоит на берегу - спиной к океану прошлого.
Ретроград стоит на берегу - лицом к океану прошлого.
Прагматик живет настоящим и устремлен в будущее.
Он иногда бросает взгляд на океан за спиной - но крайне редко.
Для прагматика на 100% есть еще одна банальность - "не забывай ошибок прошлого", "учись на ошибках прошлого".
В нашем варианте образной картины это будет выглядеть как здоровенный пинок под зад волной прагматику, совсем забывшему иногда оглядываться.
Для ретрограда есть свои банальности: не погрязни в прошлом, живи настоящим, возьми от жизни все и т.п.
В нашем варианте образной картины это будет похоже на "отвернись от волн, пляши и подпрыгивай на исчезающе малой полоске берега".
Но если отбросить банальности - что остается?
Прагматик - спиной к океану - движется и вглядывается в ...пустоту? Там, после несуществующего берега, просто еще ничего нет.
Опять банальность вспомним - "Человек предполагает, а Бог располагает"? Ну а уж Булгакова не будем вспоминать.
Смысл в любом случае крайне прост - что ты там себе не нарисуй, после берега, все не реально. "Все" может рухнуть в один момент.
А что "все"? Ведь еще и не было ничего. Только планы. Осуществиться которым не суждено. Фатализм.
Ровно с тем же успехом все эти планы могут и сбыться. Оптимизм.
Ретроград вглядывается в накатывающие издалека волны. Есть крупные, значительные, и есть мелкие, порой незаметные.
Есть совсем юные волны - вот только что, тут, у берега образовалась волна - например, этот текст.
А есть волны с возрастом. Например, с Вашим конкретным личным возрастом.
Какое самое раннее воспоминание детства есть у Вас? Эта волна накатывает на вас иногда и снова отступает в океан.
И есть волны совсем древние. Они катятся на нас из дремучих веков, и несут в себе мудрость тысячелетий.
Историки и некоторые другие люди особо восприимчивы к таким волнам.
Самое удивительное, что есть волна которая катится на всех нас из совсем невообразимой дали - из небытия.
Тот, кто способен... даже не увидеть, а осознать или хотя бы ощутить эту волну, тот сможет разглядеть за ней лик Создателя.
Лик, сурово, но с любовью вглядывающийся в нас, стоящих на берегу, из невообразимой дали.
И мы чуть ближе можем быть к нему.
Если сделаем хотя бы совсем немножко - повернемся к Нему лицом.
Спойлер Отобразить