очень впечатляющий пост! Со многим согласен, особенно с критикой лейбла ZYX и их манеры компилирования сборников. Очень трезвый и взвешенный подход для любителя "легких" жанров. Лишь цитата...
"Я нормальный человек. Нормальный - значит соответствующий большинству. Отклонение от нормы в любую сторону (лучшую или худшую) - ненормально. Так вот я - нормальный. Средний. И мне нравится популярная музыка... " и т.д.
Спойлер ОтобразитьМерить норму по большинству как-то неправильно. Большинство "средних людей", к примеру, никудышные пользователи компьютера, которые не знают простых основ, а во время эпидемии, например, большинство инфицированы. В обоих примерах ситуация не является нормальной, хотя и довольно распространенной.
Так получилось, что я никогда не был приверженцем какого-то одного направления в музыке (или вообще в искусстве). Раз в несколько лет мои предпочтения кардинально меняются, но не потому, что я в своих вкусах поверхностный или непостоянный человек. Просто за несколько лет человек вполне может изучить направление вдоль и поперек, узнать всех выдающихся представителей, послушать все тематические компиляции и знаковые альбомы и, в конце концов, тема сама себя исчерпает. Впоследствии к ней можно ненадолго возвращаться, чтобы восполнить какие-то пробелы, но не более. Да, я, как и большинство, пытался оставаться верным какому-нибудь стилю, путем общения с единомышленниками или путем коллекционирования раритетов и полных дискографий на физ. носителях - это срабатывает как материальный якорь. Но и в этих областях все равно, рано или поздно, приходишь к тому, что все твои единомышленники знают не больше тебя, новичкам приходится объяснять одни и те же основы, дальше которых они, возможно, не зайдут, а покупая редкое издание какого-нибудь 12"-сингла, ты понимаешь, что не только купил то, что уже заслушано тобой до дыр в МР3 или на кассетах, но еще и заплатил бешеные деньги за возможность (подумать только!) хранить ее у себя в шкафу практически без дела. Можно себя утешать, делясь копиями с другими и таким образом как бы оправдывать покупку, но не будь покупки и оправдывать ее не пришлось бы. Это, конечно, утрировано, но весьма наглядно. Преданные фанаты, как правило, тем и отличаются от обычных людей, что слушают и покупают то, что им, возможно, порядком надоело, но представляет в их глазах некое сокровище, особенно если было переиздано, ремастировано, ремикшировано, выпущено в расширенном издании, в подарочной упаковке, в виде ранних демо-записей или ауттейков, со вкладышем, где нарисованы японские иероглифы и т.д.. Одно и тоже много раз во всевозможном виде. То же яйцо, только вид сбоку - уловили тонкую разницу?! Сколько же энергии тратится человеком впустую, только ради того, чтобы отслеживать все эти инварианты, временно вдыхающие жизнь в его угасающие впечатления! Эту бы энергию, да на разработку целины всестороннее развитие своих музыкальных вкусов, а она используются для поддержания жизнеспособности одного единственного, когда-то случайно сложившегося увлечения. И эта закостенелость считается нормой, мол, каждый человек однажды становится приверженцем какого-нибудь направления (возможно, после нескольких "неудачных" попыток найти что-то свое), а потом всю оставшуюся жизнь вспоминает это событие, как собственную свадьбу: с нежными подробностями, с байками и с приколами. Как будто это какой-то неизменный закон природы и по-другому не бывает. Но природе, по большому счету, наплевать на ваши увлечения, поэтому ее законы здесь не работают. Это только наш пассивный выбор и больше ничего. Альтернатива же заключается в том, чтобы заново открывать для себя музыку самых разных жанров и самых разных временных периодов. Вот я, можно сказать, относительно недавно открыл для себя хаус-музыку. Т.е. я, конечно, знал о ее существовании, много раз мельком слышал и даже знал какие-то известные треки, но в целом она оставляла меня равнодушным. К тому времени я уже чем только не "переболел": от итало и евродэнса и до метала, от арт-рока и новой волны, до классики и джаза, и от электроакустики и нью-эйдж, до IDM и трип-хопа. После такого особенно трудно удивить примитивным минимализмом с прямым битом и, тем не менее, случай вывел сначала на одних исполнителей, а там по цепочке на других и оказалось, что это очень интересный мир с довольно богатым содержанием. Или вот стало мне интересно, что это за дабстеп такой слушает молодежь? Послушал, вник и стал разбираться не хуже них, а один из подстилей "драмстеп" навел меня на необходимость поглубже познакомится с джангл-музыкой, о существовании которой я тоже имел кое-какое представление, но тоже все как-то руки не доходили. И возраст, и "поколения" тут ни при чем.
Знакомство со всеми направлениями происходит по одной и той же схеме: вы слушаете канонические сборники, выделяете исполнителей и слушаете их сольные работы, затем смотрите как жанр развивался, выбираете лучшее из более позднего и в какой-то момент вы достигаете максимального предела своего развития, что выражается в возрастании количества повторов, с которыми вам приходится сталкиваться, когда вы ищете что-то новое в пределах жанра. Дальше, в идеале, взгляд должен зацепиться за что-то новое извне и весь процесс повторится снова. Тем самым, вы каждый раз переживаете новые реальные впечатления от сделанных вами открытий, а не довольствуетесь воспоминаниями вашего прошлого, плюс ваш арсенал любимых исполнителей становится гораздо разнообразнее стилистически, не представляя собой культ вашей юности или определенной Торговой Марки™, будь то исполнитель(ли), лейбл или направление.
Разве возможно все это, если в выборе удачных треков вы станете ориентироваться на каких-то несуществующих "здесь и сейчас" посетителей дискотек, в своих мыслях представляя, как они танцуют под ваш выбор? Времена, когда вы реально ставили пластинки на танцполе давно прошли и теперь вы другой человек, способный выйти за рамки, которые были актуальны в тех условиях и в реалиях того времени. Вы имеете право влюбиться в такой трек, под который посетители тех дискотек не стали бы танцевать, потому что они больше не определяют ваш выбор. Вам не нужно больше им угождать, поэтому вы можете спокойно не учитывать их "мнение".
То же самое касается и тех, для кого обладание каким-то альбомом "Которого Нет У Других", до сих пор является статусной вещью. Времена уже давно не те и все желающие могут купить то, о чем в те годы только мечтали, так что старые схемы завоевать расположение других уже не работают и напоминают инфантильные попытки изменить прошлое, находясь в настоящем. Это не живое переживание текущих событий, это реконструкция и пережевывание старого. Этим занимается подавляющее большинство любителей музыки - средних и "нормальных". Но, на мой взгляд, это ненормально. Ненормально в силу причин и мотиваций, вызывающих такое поведение и отношение к предмету увлечения.
Нормальным же я вижу стремление к развитию, желание расставаться со своими прошлыми комплексами и умение жить настоящим. Нормально не быть ретроградом, нормально идти в ногу со временем, при этом не забывая прошлое, но и не идеализируя его и не используя в качестве мерила всего. Раньше, когда музыка была недоступной простому смертному, а лишь аристократии, надо отдать должное, каждый из этих любителей знал музыкальную теорию и умел мало-мальски играть на муз. инструменте. У них могли быть индивидуальные предпочтения, но образование они получали самое всестороннее. Именно поэтому в их эпоху была создана самая высокохудожественная музыка в истории - каков уровень подготовки слушателя, таков уровень музыки.
Кстати, наши современники, которые любят классику и понимают теоретические основы музыки, совсем иначе видят музыку популярную. Что удивительно, им совсем не нужно быть любителем или большим экспертом в каком-то направлении, собирать крупную коллекцию или относиться к "тому самому поколению", чтобы очень точно уловить и выразить суть этой музыки - абсолютно любой! - гораздо глубже, чем ее собственные поклонники. И в этом сила образования с одной стороны, и всестороннего развития музыкального вкуса с другой. В процессе своего развития человек приобретает такие качества и навыки, которые дают фору любому "специалисту стиля" и сводят на нет весь его многолетний опыт. И как для поддержания своего здоровья нормально заниматься спортом, так и для развития своего художественного вкуса нормально заниматься всесторонним саморазвитием. Большинство же и тем, и другим на регулярной основе занимается крайне редко, так что считать такое положение дел нормальным совсем нелогично. Скорее тут надо бить тревогу и бороться за качественный рост художественной культуры наших современнников.